Фобия: боязнь клоунов

Мнение о том, что коулрофобия, как называется фобия клоунов, явление преимущественно западное в основном связано с непониманием разницы меду боязнью и страхом. Боятся люди чего-то объяснимого, а страх возникает вне рационального толкования его причины. Бояться можно преступника-маньяка, который в маске клоуна гоняется за людьми с бензопилой, а страх — это совсем другое явление. Фобия боязни клоунов встречалась и в годы СССР, хотя наши советские клоуны были добрыми, мягкими и милыми.

Фобия боязни клоунов встречалась еще в давние времена

Экскурс в историю

И в те годы больные признавались врачам в том, что они испытывают дискомфорт от вида или ожидания появления Олега Попова. Другие артисты практически никогда не упоминались. Юрий Никулин и его партнёр Михаил Шуйдин выходили на манеж в образах персонажей, которые были вполне похожими на всех советских людей и работали эти артисты на стыке сатирических миниатюр и классической клоунады. Не было какой-то особой подчёркнутости в гриме и костюмах. Их и воспринимали сценическими персонажами, которые отражают всех вокруг, по-цирковому преломляя особенности, но своими, родными и близкими. Другое дело манежный образ Олега Попова. Он нестандартен, а всё нестандартное оставляет огромный простор для подозрительности.

Признаки фобии

В старой советской системе психопатологии западный термин не использовался. Никто особенно не задумывался о том, как называется это фобия — боязнь клоунов. Гораздо важнее для советских психиатров было то, что чаще всего страх возникал на фоне каких-то других неврозов и психозов и касался не только детей, но и взрослых.

Указать на то, когда коулрофобия была впервые описана в научной литературе практически невозможно. Она существовала всегда и уходит своими корнями в глубокую старину. На Западе опасение могли вызывать актёры бродячих театральных трупп, а на Руси — скоморохи. Как и всякая другая фобия, страх клоунов имеет свою соматическую симптоматику. Отмечаются симптомы фобии:

  • головокружение и потеря координации;
  • сухость или появление неприятного привкуса во рту;
  • усиленное потоотделение;
  • дрожь рук и слабость в ногах.

Некоторые не могут справиться с эмоциями и спешно покидают место, где находится или может находиться источник страха. Однако иногда оно не имеет отношения к цирку. Если мы ведём речь про фобию, то она может быть связанной и с тем, что клоуны возникают в виде образов в ночных кошмарах.

Сама по себе фобия клоунов достаточно безобидна, в конце концов можно и попросту не ходить в цирк, но проблема может быть в том, что она является предвестником или дополнительным признаком каких-то других нарушений. Дело не в клоунах… С таким же успехом признаком проблем может быть боязнь Деда Мороза. Фобия всегда иррациональна и относится к глубинными переживаниями, подсознанию, куда образ не похожего на всех других, одетого во что-то яркое, отличающего непредсказуемым поведением человека передаёт сигнал опасности. При этом клоун не воспринимается именно человеком. Никогда невротическая реакция не связывается с тем, что нужно бояться или не бояться Олега Константиновича Попова — народного артиста СССР, режиссёра цирка, актёра.

У людей наблюдаются разные симптомы фобии: головокружение, слабость в ногах, повышенное потоотделение при виде клоуна

Безотчётный страх вызывает только его сценический персонаж, образ, который каким-то образом нарушает имеющиеся в подсознании связи между символами добра, защиты, опасности, любви и агрессии. У данного страха много общего с боязнью кукол. Фобия в таком случае является реактивным неврозом, который вызывается похожим на человека, но бездуховным объектом.

Стоит увидеть:  Боязнь кошек: фобия

Что скрывается за этой фобией?

Не следует думать, что данная фобия сфабрикована литературой, кино или каким-то видом искусства. К примеру, ошибочным следует считать мнение о том, что клоунов стали бояться после выхода на экраны различных фильмов-ужасов, в частности «Оно», по роману Стивена Кинга. Всё в точности, но наоборот. Кинг изучает имеющиеся фобии и другие страхи, различные психические отклонения, что и становится одной из основ его произведений. Сами по себе романы и фильма фобии у людей сформировать бы не смогли.

В современной патопсихологии чёткие объяснения природы фобий существуют только в рамках какой-то определённой школы. В силу того, что едва ли не главенствующим в США направлением является когнитивная психотерапия, как и исходя из стремления сделать всё понятным и чётким, часто побеждает взгляд на фобии, который слишком явно выдаёт признаки бихевиоризма с его объяснением фобий по теории Павлова. Рано или поздно когнитивные психологи говорят про рефлекторную условность. Возникает слишком простая схема: в детстве мол покусала или просто испугала собака, поэтому образовалась кинофобия — боязнь собак.

Некоторые люди сталкиваются с другими фобиями, например, боязнь кукол

Метод лечения тогда предлагается по формуле систематической десенсибилизации — постепенного сближения. Сначала человеку показывают собаку издалека, потом подводят её в наморднике, потом без намордника и на поводке, потом уже без поводка, а потом человек и четвероногий друг радостно играют на лужайке.

На практике это или не работает вовсе, или лишь корректирует поведение, но не избавляет от страха как такового. Впрочем, бихевиористы и их последователи в виде сторонников когнитивно-поведенческой терапии редко ставят перед собой другие цели. Пациента могут научить расслабляться, тогда десенсибилизация превратится в имплозивную терапию, но суть от этого не изменится. На самом деле страх не исчезнет и когда-то примет другую форму выражения.

Стоит увидеть:  Страхи и фобии знаков зодиака

Страх клоунов можно отнести к разряду тех, что играют роль ширмы, за которой скрываются более глубокие переживания. Образ циркового шутника вызывает определённые ассоциации. Они же так изменяют сознание, что начинают работать подлинные негативные комплексы. На «поверхности» это может выражаться даже в виде истерики или безотчётного стремления покинуть место нахождения источника страха. За этим всегда скрывается что-то ещё. К примеру, страх оказаться без защиты, потерять связь с родителями, что рано или поздно активизирует ещё и страх смерти. А вот он-то и есть то, что прячется за коулрофобией.

Не нужно думать, что тут мы встречаемся с искусственным стремлением всё усложнить. Вся эта сложность не представляет собой очень уж длинных цепочек ассоциаций. Где находятся клоуны? Это или цирк, или какое-то детское кафе, куда родители отправляют детей, пока сами отдыхают в ресторане. В цирке сутолока, множество самых разных лиц. Всё это воспринимается в детстве в качестве среды наибольшего риска, места где легко потеряться. Про детское кафе и говорить нечего. Пока другие детки массово хлопают в ладоши кто-то из их коллектива с ужасом осознаёт своё одиночество. Отдали на растерзание каким-то ряженным чудовищам, а сами ушли. Эти переживания и создают внутренние отпечатки, которые «привязываются» к определённым символизирующим их раздражителям.

Можно постараться убедить себя в том, что клоун не представляет никакой опасности для окружающих людей

Большая часть фобий не требует никакой психологической коррекции. Это просто особенность определённого индивидуума. Однако и в таком случае необходимо осознавать то, что она существует.