Религиозное ОКР

В прямом смысле религиозное обсессивно-компульсивное расстройство не существует. Правильнее было бы его называть греховным, исходящим из наущения. Что это такое и чем является. В определённый момент к человеку в голову приходят мысли о том, что он должен что-то совершить, что связано с религией. К примеру, прочитать молитву определённое количество раз или перевесить иконы, или молиться именно перед определённой иконой, определённым образом. Можно подумать, что ничего плохого в этом нет.. Почему бы не молиться перед определённой иконой определённым образом? Дело в том, что такие навязчивые идеи обычно выглядят так: «Если я не помолюсь именно так, то заболею страшной болезнью и умру».

Религиозное ОКР характеризуется развитием навязчивых мыслей, воспоминаний, связанных с религией

Особенности расстройства

Человек, который относится к какой-то религиозной культуре, сразу поймёт, что это наваждение или наущение, плод действия бесов или собственного сознания, не важно даже чего или кого, но уж точно не от Бога идущее. Не может Бог насылать болезней по той причине, что кто-то не выполнил какого-то ритуала.

Лама может предложить читать молитву 108 раз, но не в форме «Или 108 раз или нет тебе места в Дхарме и вообще на Земле, гори в аду!». Православный священник может рекомендовать молитву какому-то святому, но не в виде «Молись, или бери верёвку и вешайся!». Если же такое случится, то это будет означать, что что-то недоброе случилось с ними самими.

Ничего религиозного в этом нет

Итак, религиозное ОКР — это невроз, расстройство, которое не имеет отношения к вере или убеждениям духовно зрелого человека. Сам факт того, что в голову пришли какие-то мысли ни о чём не говорит. На них можно попросту не обращать внимание. Как пришли, так и уйдут. Человек с расстройством психики отличается как раз тем, что он не может не обращать внимание, попадает в зависимость от них и начинает им подчиняться.

Сама по себе потенциальная возможность впасть в зависимость от каких-то идей в истории время от времени эксплуатировалась в каких-то корыстных целях. К примеру, в период так называемого раскола в православной церкви, который был искусственно инспирирован в политических целях. Простые же прихожане не вдавались в тонкости геополитических процессов, которые происходили на Руси. Для них всё свелось к внешней, чисто обрядовой стороне. В результате количество перстов и поза во время церковного богослужения превратились в автономный внутренний культ. Вместо того, чтобы думать про Бога люди думали про пальцы, а правильное и неправильное поведение в момент молитвы стало превращаться в своеобразный синдром.

Люди с ОКР не осознают у себя наличие расстройства. Это и является одним из самых важных критериев при диагностировании и выявлении степени тяжести.

Если кто-то искренне считает, что ему весь день будет везение, если он с утра три раза постучит костяшками пальцев по стене и страдает, мучается, боится чего-то в те дни, когда с утра забыл это сделать, то прогноз при обсессивно-компульсивном расстройстве делать ещё рано. Не осознали наличие расстройства сегодня — это не говорит о том, что это в принципе невозможно. Всё дело в мотивациях и желании… Допустим, что психотерапевт не со второго, но с третьего сеанса всё же умудрился донести до пациента, что это навязчивость и с ним нужно бороться с помощью определённых методов. К примеру, расслабления и игнорирования. Многое тут зависит в том, что произойдёт завтра. Что сделает человек? Скажет себе, что пусть навязчивость, но я всё равно на всякий случай выполню свой личный ритуал, или однозначно начнёт от него отказываться и как?

Религиозное ОКР никоим образом не связано с верой или духовными убеждениями человека

Человек умеет очень ловко водить себя за нос. Существуют столь изобретательные люди, что умудряются одной компульсией замещать другую. Вместо того, чтобы три раза стучать костяшками пальцев — некоторые способны считать до 100. И сами себе очень убедительно врут, что таким образом можно расслабиться и не выполнять этот глупый ритуал с постукиванием. Хотя на самом деле одна компульсия заменилась другой.

Стоит увидеть:  Тревожные навязчивости

ОКР — это зависимость

Религия в этой связи сложна тем, что ставит задачу выполнять какую-то духовную работу, которая так или иначе связана с ритуалом, хоть в самой маленькой степени. Поэтому очень легко возникает зависимость от чего-то. Однако даже её наличие ещё не говорит о расстройстве. Во многом присутствие болезненных проявлений связано с уровнем дискомфорта и ощущением счастья, удовлетворённости. Ни одна зависимость не делает людей счастливыми. Это только непьющие думают, что алкоголику для счастья достаточно бутылки. Бутылки ему всегда не достаточно, а счастливым его сделало бы умение взять синдром под контроль и не пить вовсе.

То же самое можно сказать про обсессивно-компульсивное расстройство. В МКМ-10 оно справедливо относится к ананкастным расстройствам личности. А свойствами таких являются:

  • большая склонностью к сомнениям;
  • увлечение деталями;
  • излишний перфекционизмом;
  • упрямством.
ОКР нередко характеризуется склонностью к излишнему перфекционизму и увлечению деталями

Как раз то, что никогда не даст почувствовать себя счастливым человеком. ОКР и алкоголь на самом деле очень похожи. Если отнять у зависимого то, что вызвало зависимость, то он сразу же почувствует страдание. Этот хитрый абстинентный синдром ломки при невозможности быть в зависимости и становится основным препятствием в лечении. От ОКР удаётся избавиться только тем, кто этого очень хочет, кто имеет для этого внутреннюю мотивацию. Встречаются такие пациенты достаточно редко. Чаще всё происходит наоборот, люди даже ищут каких-то доказательств пользы в наличии личных ритуалов, утверждают будто звездам, страдающим обсессивно-компульсивным расстройством, это помогло в творчестве и пытаются им в этом подражать.

Расстройство — это и есть расстройство

Здесь мы сталкиваемся с одним интересным феноменом. Он связан с тем, что психическим расстройствам приписывается то, чего в них нет. К примеру, иногда шизофрению выдают за болезнь гениев, а параноики подаются гениями, творческими людьми с утончённой духовной конституцией. На самом деле это совершенно не так. В целом шизофрению можно рассматривать вообще не отклонением или нарушением, но способом актуализации личности. С большой натяжкой, но с этим как-то согласиться можно, но только до тех пор, пока речь не идёт о параноидальных формах проявления. В действительности параноидальные психозы к творчеству никакого отношения не имеют. Это болезнь, назовём вещи своими именами — болезнь, которой страдают люди малообразованные, нищие и в материальном и в духовном плане, глупые и агрессивные.

Если кому-то личные ритуалы доставляют удовольствие — никто не вправе препятствовать и запрещать их выполнять.

По дороге куда-то можно стараться обходить все щели в асфальте, считать все предметы вокруг себя, завязывать шнурки определённым образом и так далее. Нравится, нужно, осознанно — кто же против? Но только до тех пор, пока нравится и нужно, находится под контролем. Если это в какой-то момент станет сильнее личности, начнёт множится, увеличиваться и приносить страдания, то удивляться тут не чему.

Если личные ритуалы доставляют удовольствие, никто не может запретить их вам, однако они должны быть под контролем

По крайней мере не верьте в то, что Богу важно с какой ноги вы встаёте перед тем, как ему помолиться. Пути Господни неисповедимы, но не даёт Бог ничего, что обращает в рабство. Эта роль отдана другому персонажу. А вот ему верить никак нельзя, ибо никто из тех, кто поверил хорошо ещё не кончил. И не важно, какие знаменитости с ОКР и чего смогли достичь в этой жизни.

Стоит увидеть:  Навязчивость

Вам будет интересно почитать: