Имбецильность

Имбецильность — это средняя степень слабоумия, которое вызвано органическими, физическими причинами и связано с задержкой в развитии плода или самого ребёнка. Часто этому способствует наследственная предрасположенность, выражающаяся в синдроме Дауна, Ангельмана и подобных, связанных с хромосомными и генными аномалиями. Другой причиной являются инфекционные заболевания будущей матери. К ним относятся:

  • сифилис,
  • цитомегаловирус,
  • краснуха,
  • токсоплазмоз

и другие подобные болезни.

Имбецильность является средней степенью слабоумия

Дополнительные причины болезни

Плод может быть повреждён приёмом беременной каких-то токсических веществ, в том числе лекарственных средств, наркотиков, алкоголя. Возможно и негативное воздействие на плод определённым излечением, к примеру, если беременная слишком часто подвергалась рентген-исследованиям. Спровоцировать имбецильность может недостаток в организме будущей мамы йода и бедное питание, лишённое витаминов и других нужных элементов.

Также данная форма олигофрении иногда вызывается травмой, полученной при родах или ещё в ходе вынашивания плода. Последнее встречается гораздо реже.

Некоторые специалисты считают, что имбецильность может возникнуть ещё и при недостаточном общении малыша со взрослыми, — низкий уровень интеллектуального развития в силу социального фактора. Не станем возражать, но отметим, что тогда, при исключении всех органических причин, мы будем иметь дело с имбецильностью другого уровня. Вполне возможно, что обратимой. Возникает противоречие с тем, что имбецильность в психологии — это чаще необратимое состояние.

Имбецильность может развиться еще в детстве

Имбецильность: симптомы и диагностика

Достаточно часто можно встретить мнение о том, что имбецильность может быть установлена по уровню IQ. Это спорное утверждение, проистекающее скорее всего из желания всё упростить, усреднить и найти какие-то единые критерии.

  • Во-первых, сам уровень определяется по тем или иным тестам, которые не имеют общего стандарта.
  • Во-вторых, уровень IQ на практике выявляется посредством интервьюирования таких пациентов. По той простой причине, что они сами в нужной мере не умеют читать и писать. При этом врач окажется вынужденным адаптировать вопросы, делать их понятными, а значит изменит сам подход. В подавляющем большинстве случаев результат — это нечто, что показывает уровень умственного развития пациента и способности врача интерпретировать вопросы.

Пациент может не иметь никакого желания на них отвечать. Обычный ребёнок или взрослый могут себя дисциплинировать, а имбецил вряд ли. Поэтому тестирование может показать хоть IQ равный нулю. На самом деле это отразит только то, что пациенту глубоко безразлично всякое тестирование. В любом случае это не уровень интеллекта, а лишь степень соответствия некоему номиналу в плане взаимоотношения психического и хронологического возраста.

Другим методом является тест Векслера. Он более популярен в западных странах, чем в России, поскольку требует высокой квалификации психодиагноста. Способ несколько раз адаптировался для России. Последней была редакция 1992 года Ю. Филимоненко и В. Тимофеева, которые исправили некоторые погрешности предыдущих авторов и выпустили своё руководство к определению уровня интеллекта у детей.

Тестирование в данном случае является лишь вспомогательным приёмом, который применим далеко не всегда. Уровень IQ же имеет смысл выявлять в основном у взрослых, а не детей. По МКБ-10 при IQ 35-49 и психическом возрасте 6-9 лет ставится диагноз F71. Дальнейшая градация зависит от поведения человека. F71.0 — небольшие нарушения в поведении или их отсутствие, а F71.1 — значительные нарушения в поведении. Последнее требует лечения.

Имбецильность достаточно легко выявить при общении с человеком

Что такое имбецильность с точки зрения признаков?

Чаще всего существует определённая их группа, которая позволяет увидеть себя уже в ходе визуального осмотра. Это нарушения формирования головы, чаще всего в виде грубых форм черепа, недоразвитие конечностей, пальцев, возможное их сращение, характерные дефекты лица, ушей, глаз, гипогенитализм. Возможно наличие паралича или пареза. Невозможно сказать, какие именно, поскольку состояние может быть вызвано различными причинами или их комплексом, а отражение в каком-то индивидуальном случае это находит своё.

Стоит увидеть:  Болезнь Альцгеймера и Паркинсона: в чем разница?

Обычно больные понимают то, что им говорят. Конечно, если смысл сказанного не выходит за рамки наиболее простых или бытовых проблем. Говорят они и сами. Речь состоит преимущественно из глаголов и существительных, хотя они могут знать прилагательные. Но их использование означает возможность дать какую-то характеристику, качественную оценку, а уже это чаще всего не позволяет сделать уровень интеллекта. К примеру, больной может назвать кого-то по имени, но ему достаточно трудно добавить «хороший» или «плохой». Обычно речь при таком уровне развития — это отражение чего-то сиюминутного. Если больной встретится с какой-то проблемой, то он может показывать туда, где находится что-то проблематичное и повторять «там» или «идти». Это означает, что он туда зовёт, чтобы кто-то более ловкий решил проблему. Речь всегда грамматически неправильна. В словарном запасе может быть около 20-30 слов. Лишь в некоторых случаях около 200-300.

Мышления основывается на представлениях, но не на понятиях. Когда говорят о психологическом возрасте 6-9 лет, то имеют в виду сами потенциальные возможности. В 9 лет обычный ребёнок имеет массу понятий. Имбецила же лучше сравнивать со здоровым, но не обученным и не подготовленным ребёнком такого возраста. Да и то сравнение будет условным. Нужно учитывать, что обычный ребёнок, если начать с ним заниматься, догонит своих сверстников, а имбецил не сможет в силу самой особенности своей высшей нервной системы.

Таких детей удаётся обучить элементарным вещам. Они могут получить навыки самостоятельно одеваться и раздеваться, использовать какие-то предметы туалета и столовые приборы, пользоваться чем-то простым в основном за счёт использования навыков к подражательству. Они обучаются в специальных школах, но обучиться могут немногому. Это элементарный счёт до 10, написание отдельных слов и фраз, чтение самых простых текстов.

Детей с таким диагнозом можно обучить элементарным вещам

В эмоциональной сфере намного больше адекватности, чем у идиотов. Они прекрасно понимают, кто перед ними — родители, персонал школы-интерната, сверстники. Хорошо запоминают добро и добрых людей, относятся к таким положительно и с большим доверием. Больные очень легко поддаются внушению. Достаточно, чтобы какой-то человек завоевал симпатии, как они будут делать то, что он скажет. При нахождении в неблагоприятной, агрессивной среде становятся озлобленными и склонными к асоциальным поступкам.

Считается, что общие стремления больных примитивны и сводятся только к удовлетворению физических потребностей. Это не совсем так… К примеру, педагог специальной школы города Москвы рассказывала о том, сколько счастья она наблюдала в лицах мальчиков, которым удалось после 1-2 часов занятий, общий срок, это было 4-5 уроков, собрать электрическую цепь. Простейший конструктор. Нужно приделать к батарейке два проводка и присоединить их к патрону лампочки. Однако один провод имеет разрыв и в него нужно вставить выключатель. Все соединения делаются очень просто — конструктор предусматривает специальные клеммы. Достаточно только соединить под руководством педагога. Дети с диагнозом «умственная отсталость лёгкой степени» выполняют это достаточно быстро, и потом им уже не интересно. И это вполне понятно — ничего героического в том нет. Другое дело имбецильность. Они пыхтели, делали новые заходы, бросали всё это, замыкались, потом возвращались к начатому, и в конце концов собрали эту электрическую цепь. Радость была, как если бы коллектив НИИ совершил научное открытие. Уже этот пример говорит о том, что примитивными стремления становятся в основном из-за того, что с ними редко так занимаются. Если попробовать, то окажется, что у них есть стремления и повыше, чем просто есть и пить.

Однако описание имбецильности в общем случае всегда отдаёт одномерностью. Напомним, что это лишь диагноз, который ставят в рамках выявления степени олигофрении. Вызываться же она может самыми разными причинами, поэтому и характерные особенности разные. Имбецильность — это в психологии лишь отражение соматических изменений на психику и рассудок. А причин изменений может быть очень много…

Имбецилы нуждаются в постоянном надзоре и уходе

Имбецильность, что такое в плане лечения?

Вопрос о лечении непосредственно имбецильности не совсем корректен. Как кто-то мог бы себе представить «лечение» последствий родовой травмы или органических изменений, возникших в силу наличия хромосомных аномалий? Терапия направляется на купирование различных симптомов, которые можно купировать. Если есть какие-то признаки судороги, то нужна противосудорожная терапия, включая физиопроцедуры. Если у больного наблюдается значительное нарушение поведения, то следует выявить его причины, попытаться их устранить и выработать схему терапии, включая медикаментозную. Несмотря на то, что умственное развитие пациентов находится на низком уровне у них, как и всех других людей, имеется психика. А это значит, что могут быть и расстройства настроения, и различные неврозы, и психозы. Только выражаться всё это будет не как у других людей. Само же ограничение в возможности понимать делает обычную психотерапию не имеющей никакого смысла. В идеале с такими пациентами должны работать врачи особой специализации.

Стоит увидеть:  Корсаковский синдром

Мировая и отечественная дефектология имеет достаточно весомые теоретические материалы, наработаны и методики практической работы с пациентами. Чем более глубока степень дефекта, тем более простые цели следует ставить перед собой. Если дебилам очень даже нужна социальная адаптация, то коррекция состояния имбецилов должна быть направлена на то, чтобы они могли совершать самые простые действия и не мешать уходу за собой, но помогать ему. Априори мы признаём, что без посторонней помощи такие больные оставаться не могут.

Лечение должно быть сфокусировано на воспитании и качественной психотерапии

В финале одна небольшая зарисовка. Мальчику 14 лет. Его диагноз F71.0. У него есть своя небольшая библиотека. Это самые разные журналы, которые он умудряется где-то находить. Очень любит телевизор. Смотрит буквально всё. При этом делает однозначные выводы. Кино про войну он называет «про победу». Да, это так — он понимает что-то из сюжета. Стараниями персонала обучен нескольким английским словам, в частности, знает суть слова shit. В период острой фазы конфликта на Донбассе называл им всё, что показывали про войну и Украину. Но не использовал, во время просмотра более позитивных программ. В это же время «увлёкся» политикой. Стал узнавать многих из тех, кого показывали по телевизору и знает многих по именам — это депутаты Государственной думы, известные политологи. Удивительное меняется лицо при виде президента России Владимира Владимировича Путина. Мальчик сразу улыбается и отмечает, что это Путин. Его очень радует, что он узнаёт его и понимает даже то, что это важный человек. Всюду жизнь. Иначе и не скажешь.