Оппозиционно-вызывающее расстройство

Оппозиционно-вызывающее расстройство является одним из видов расстройств поведения и в большинстве случаев не представляет собой чего-то такого уж страшного и неприятного, как про это думают родители и некоторые учителя. Считается, что оно в той или иной мере встречается у 15-20% детей и уж точно, что является одной из наиболее частых причин обращения к детским психологам или психиатрам, специализирующимся на работе с детьми. Многие теории психодинамического подхода рассматривают в качестве причины конфликт между привычной зависимостью от взрослых и стремлением к самостоятельности и обособления.

Оппозиционно-вызывающее расстройство характеризуется неповиновением, агрессивностью, склонностью намеренно раздражать окружающих

Побочный эффект формирования личности

Что касается автора, то он идёт ещё дальше. С моей точки зрения оппозиционно-вызывающее расстройство у детей возникает в силу множества конфликтов, которые неизбежно окружают собой процесс формирования личности. В конечном итоге личность является результатом детерминирующего воздействия среды на сознание и психику ребёнка. Сама по себе она нужна только для установления коммуникационных каналов и обретения способности жить в социуме. При этом этот же социум постоянно создаёт новые и новые паттерны. С какими-то из них ребёнок мирится, с какими-то соглашается, а какие-то не может принять. Но он не обладает нужными конструктивными особенностями психики. Она просто ещё не до конца сформировалась. В результате возникает общее изменение поведения, которое превращается в единый оппозиционный настрой. Характерно, что всё это связано с готовностью ребёнка проститься с чем-то, что ему нужно или нравиться. К примеру, он знает, что в случае «плохого» поведения его лишат прогулок, Интернета, каких-то поездок, покупок, но идёт на это для того, чтобы подчеркнуть свою индивидуальную значимость.

Конфликты с учителями могут не иметь под собой каких-то явных причин. Учитель может быть мягким, добрым человеком, который не сделал ребёнку никакого зла, однако, тот всё равно ведёт себя по отношению к нему вызывающе. Причина может прятаться в чём-то не столь уж глубоком. К примеру, родители несколько раз сказали сыну, что нужно учить математику, поскольку это даст ему возможность стать финансистом, а уже это принесёт свои экономические плоды. Ребёнок ещё и сам не знает, кем он хочет быть, но по отношению к тому, что родители всё решили за него начинает протестовать. В результате освоение школьной программы, и без того трудное, получает ещё и психологическое обоснование. Одно дело — просто плохо учиться, а другое — в качестве протеста, что греет душу своей обоснованностью.

Стоит увидеть:  Нервная анорексия
Такое расстройство нередко связывают с синдромом дефицита внимания

Немного о проблемах диагностики

Кроме явно поведенческих выделяют ещё два фактора — снижение успеваемости и общая агрессивность. Кроме этого говорят ещё и о сопутствующих признаках — рассеянность, забывчивость, трудности с концентрацией внимания.

В действительности это не полностью соответствует действительности. Агрессивность при таком расстройстве поведения носит мнимый характер. Ребёнок более ищет способы её продемонстрировать, чем агрессивен на самом деле. Нечёткой является и картина с успеваемостью. Обычно у таких детей есть несколько любимых предметов и на них они и тратят большую часть времени. Что касается рассеянности и несобранности, то обычно она не достигает критической отметки. Отметим и то, что в подавляющем большинстве случаев расстройство проходит само в период полового созревания.

Немаловажную роль играет и эмоциональная, духовная и всякая другая незрелость родителей, которые часто компенсируют отсутствие истинного авторитета какими-то репрессивными методами, или пытаются убеждать, но совершено не обладают к тому способностями. Ребёнок видит подобные изъяны и строит ещё большую стену.

Вот один из характерных примеров. Родители по непонятной педагогической науке причинам приобрели кролика. Маленький, белый, очень умный. Сразу узнал, где его туалет, забавно играл. По достижении определённого возраста его… Убили и съели. У девочки, их дочери, не было никаких истерик на этот счёт. Но поведение изменилось коренным образом. Довод очень простой, если им можно убить и съесть кролика, то мне можно вообще всё. Она же не совершит такого страшного поступка по определению. А уж как она будет учиться, что смотреть, что читать… «Нет, теперь это не им решать.» Это с её слов. И вот попробуйте убедить в обратном… Приходится признать, что девочка по-своему права, давайте начнём с этого.

Оппозиционно-вызывающее расстройство зачастую становится причиной ухудшения деятельности ребенка в социальной и профессиональной сфере

И ещё… Сложность в том, что терапия — это не более 20% общей коррекции. Другие 80% педагогика в широком понимании.

Другой аспект сложностей относится непосредственно к диагностике. На первых взгляд всё просто. Необходимо наличие:

  • хотя бы четырёх признаков критерия «А» из списка общих критериев расстройства поведения F91;
  • симптомы должны иметь неадекватность по отношению к возрасту ребёнка;
  • четыре признака должны прослеживаться в срок более полугода.

Всё это достаточно легко дифференцировать с чем-то более конкретным. К примеру, смешанное расстройство учебных навыков не позволяет ребёнку хорошо учиться. Тут у нас во главе угла поведение, а там учёба. А вот попробуйте дифференцировать с F94.1, реактивным расстройством привязанностей в детском возрасте. В подавляющем большинстве случаев проблема уходит во взаимоотношение детей и родителей, как и в психическую зрелость самих родителей. Разобрать всю эту мозаику с причинами агрессии или настороженности, плохого контакта со сверстниками подчас бывает просто невозможно. К счастью, задача так и не ставится. Дифференцировать нужно в первую очередь с чем-то, что можно не заметить, а лечение хорошо бы начать уже сейчас. В первую очередь это относится к расстройствам, которые имеют органическую природу. Нужно исключить расстройство личности в связи с эпилепсией, возможные последствия вирусных инфекций и другие органические заболевания ЦНС и высшей нервной системы.

Стоит увидеть:  Диссоциативная фуга

Лечение

Что касается терапии, то прежде всего нужно исключить любую медикаментозную. Это совершенно не тот случай. По отношению к ребёнку нужно применять методы, которые позволят ему самому осознать, что его конфликт спровоцирован тем, что он инфантильно зависит от родителей, не хочет с этим мириться, а что делать не знает, поэтому вступает в оппозицию. По отношению же к родителям нужна куда более трудная терапия. Проблема в том, что у родителей, даже если они признают какое-то своё несовершенство в общем случае, теряется критика, когда дело доходит до воспитания. Конечно, это не такая потеря критики, как при расстройствах. Если у них нет расстройств психики у самих, то это более стереотип. Он формируется всё время жизни ребёнка. Родители обычно слишком расширяют рамки понятия «мой ребёнок». В результате воздействуют на его психику так, как считают нужным и используют те методы, которые видятся им правильными.

Лечением расстройства должны заниматься психиатры, детские психологи и терапевты

Трудно сказать что-то определённое о прогнозе. Это расстройство не проходит само по себе только тогда, когда оно связано с какими-то ещё. Во всех остальных случаях всё меняется при достижении пубертатного возраста. Может быть и в худшую сторону, а может и в лучшую. Говорить что-то определённое о психике можно только после полового созревания, а до этого только об особенностях её формирования.