Психология лиц с умственной отсталостью

Изучение проблем умственной отсталости началось ещё в конце XVIII века. До середины же XIX в литературе использовался только один термин «идиотия», хотя «имбецильность» впервые была названа таковой ещё в 1779 году. Классически все состояния в ходе XX века называли олигофренией, а она делилась на:

  • дебилизм,
  • имбецильность,
  • идиотию.

Последнее — самый глубокий вид с IQ менее 20. Однако в современной классификации и диагностике эти термины исчезли.

У умственной отсталости есть несколько форм

Современный подход

Теперь умственная отсталость — это в психологии она и есть, никак более не называемая. По степени тяжести делится на лёгкую, умеренную, тяжелую и глубокую формы. По типу поведения больных на ту, что имеет необходимость коррекции поведения, ибо больные безобразничают, и ту что не имеет или выявить отклонения в поведении не удалось.

Так же умственная отсталость может сопровождать собой атипичные формы детского аутизма. Она является нозологической единицей, но сама по себе не относится к болезням, а лишь следствие какого-то соматического заболевания матери или воздействия на плод. Впрочем причин для такого состояния дел может быть очень много. Это и приём каких-то препаратов матерью, и родовые травмы, и послеродовые травмы или болезни младенца.

Существуют и социально-психологические причины умственной отсталости — это ситуация с брошенными, запущенными детьми, которые никогда не развивались или вообще никогда не общались со взрослыми. К примеру, на рубеже XVIII и  XIX веков в лесах Авейрона нашли мальчика 11-12 лет. Как он там оказался осталось загадкой, но он был полностью одичавшим. Ребёнка назвали Виктором, а работал с ним Ж. Итар. Несмотря на все старания по обучению полноценным человеком Виктор так и не стал, однако многому научился — самостоятельно одеваться, держать ложку, произносить некоторые слова. Это стало основанием для того, чтобы сделать вывод о том, что умственно отсталые дети имеют способности к обучаемости. Как и о том, что без развития в раннем возрасте ребёнок деградирует и в тяжёлых случаях остаётся умственно отсталым даже при отсутствии физической патологии.

Психические нарушения при умственной отсталости имеют самые разные виды выражения и, в случае если причиной является органическое патологическое изменения мозга, непосредственно связаны с тем, какие именно его отделы они затронули. Прежде всего — умственные, когнитивные способности, возможность воспринимать и обрабатывать информацию. А так же — речь, двигательные функции и социальные.

Всё это обозначается понятием психического возраста и его отличием от хронологического. Психология лиц с умственной отсталостью определяется тем, что они никогда не перейдут черту в 12 лет. Это предельный психический возраст олигофрении.

Психические нарушения при умственной отсталости могут выражаться по-разному

Существует два вида проблем с умственными способностями. Потеря и снижение, тогда это называют деменцией, и олигофрения. Этот термин ввёл в обиход Эмиль Крепелин. Правда, он несколько узковат, поскольку говорит преимущественно о проблемах, которые каким-то образом связаны с телом.

Стоит увидеть:  Полифагия

Из истории исследования умственной отсталости

Невозможно сказать однозначно о том, кем были разработаны первые методы диагностики умственной отсталости. Впервые на систематическом уровне с этим состоянием стали работать французские врачи Ж. Э. Д. Эскироль и Э. Сеген. Эскироль впервые заявил, что это не болезнь, не расстройство, поскольку идиотия, как тогда называли любое слабоумие, не развивается, и состояние остаётся стабильным. Это было в 1838 году, а до этого идиотию считали безумием. Однако он выделял в качестве основного критерия диагностики речь, поэтому в его диагностических принципах в основе лежало исследование речи. Пожалуй, Эскироль и был первым диагностом умственной отсталости в относительно современном понимании. Сеген же был его учеником. Позже он выпустит свои монографии, а в них большое внимание будет уделяться сенсорным и волевым качествам.

С конца XIX и начала XX века проблема начинает выходить за рамки медицинской, поскольку тогда появляются первые обязательные начальные школы, но не все дети в состоянии заниматься по общей программе. Начинается создание специальных школ.

В настоящее время при диагностике рассматриваются все основные когнитивные, речевые, моторные и специальные способности. Большое значение уделяется выявлению коэффициента интеллекта, которое проводится с учётом кросс-культуральных особенностей.

Первые методы диагностики умственной отсталости были разработаны еще два столетия назад

Умственная отсталость: психиатрия

Если говорить именно про психиатрию, то никакой особой терапии не применяется. Всё строится вокруг симптомов и их купирования. При этом препараты не отличаются от тех, что назначают всем остальным больным. Но существуют другие группы медицинских препаратов. Если умственная отсталость вызвана токсоплазмозными причинами, то применяют сульфаниламиды с хлоридином. В случае эндокринопатий может быть назначено лечение гормональными препаратами. Ну а такие стандартные средства как неулептил, феназепам, сонапакс при необходимости коррекции эмоциональной лабильности или извращённых влечений пациентов.

Стоит увидеть:  Садомазохизм

Следует отметить, что дифференциация с детской шизофренией может быть куда более трудной задачей, чем это может показаться. К счастью, встречается детская шизофрения крайне редко, но различить с лёгкой формой умственной отсталости не просто. Во-первых, из-за того, что продуктивные симптомы у детей могут быть стёрты; во-вторых, отличить бред от детских фантазий иногда невозможно; в-третьих, существует атоническая форма умственной отсталости, которая крайне похожа на шизофрению. Поэтому диагностирование не может быть поспешным процессом. Если это шизофрения, то непременно будет процесс её развития. При олигофрении же уже в самом раннем возрасте заметна психомоторная заторможенность, слабая память, но картина всегда стабильна, тогда как при шизофрении все симптомы имеют свойство нарастать.

Умственно отсталые дети чаще всего учатся дома

В советские годы таких детей, со степенью выше лёгкой, всеми правдами и неправдами старались забрать у родителей и воспитывать в специальных интернатах. Теперь же олигофрены всё чаще воспитываются дома, но их могут не брать в обычные детские сады и школы, рекомендуя обратиться в специальные. Хотя ситуация парадоксальна тем, что в обычные сады часто попадают дети с аутизмом, и приносят не меньше проблем, чем принёс бы ребёнок с диагнозом умственной отсталости. К тому же существует аутизм с умственной отсталостью сам по себе. Чем так уж насолили бедные олигофрены непонятно. Видимо срабатывает сам социальный смысл, который содержат в себе диагноз умственной