Отсутствие интимного стыда – признак шизофрении

Непонимание глубины проблем очень часто заставляет применять к описанию бредовых расстройств обычные термины. К примеру, ничего плохого нет в слове «признак». Но когда говорят про признаки сумасшествия человека, то уже можно насторожиться. О терминах не спорят, о них договариваются. Но само понятие «признак» выдаёт какой-то слишком упрощённый подход. Дай волю, так будут заявлять, что отсутствие интимного стыда признак шизофрении, а потом вспомнят про цветные сны, странную позу в которой видели человека третьего дня и подобное.

Отсутствие интимного стыда может быть одним из признаков шизофрении, но ставить диагноз лишь по одному нему нельзя

Не признаки, но критерии

Шизофрения выявляется не по признакам, а по критериям. К примеру, одним из критериев диагностирования параноидной шизофрении является наличие какого-то бреда. Предположим, что пациент говорит что-то о том, что его все унижают, обижают, люди злы, а их злость направлена в первую очередь на него, прямо персонально. У этой его речи есть какие-то небольшие признаки бреда. Но пока всё завершается только умозрительными оценками, выражением взгляда на мир. Допустим, что он замкнут, озлоблен и мстителен. Кто же таких любит? Конечно, он встречает к себе негативное отношение. Ну и что?.. Даже один маленький розовый слоник не прилетел. Нет, рано говорить про шизофрению. А вот как только он скажет о том, что знает, что против него заговор организован, как только он заявит, что каждую ночь они собираются на кухне и он знает, что они там планируют — эти члены его семьи, как он расскажет, что просыпается, а Люська, — сноха его, зависла за дверью и ждала его смерти… Вот тут уже интереснее. Это больше пахнет психиатрией, а не мифическая горделивая поза больного шизофренией сама по себе.

В этот пример нарочно добавлено слово «зависла». Что он имел в виду? Это фигуральное выражение или она там «висела» в воздухе, как многим галлюцинациям и положено?

Ответы на такие вопросы могут быть самыми разными.

  • Вы встали с постели и увидели, что там Люська за дверью? И что она делала?
  • Никуда я не вставал. Ну вы же понимаете, что мне это не нужно. Я что дурак, по-вашему, чтобы не заметить, как она там висит?

Это у нас бред отношений, усиленный псевдогаллюцинацией. Больной Люську-то зависшую не видел, но относится к себе так, как будто он её видел.

Итак, у нас есть критерии и они связаны с синдромом. Он же выражается какими-то симптомами, а вот у тех имеются признаки. Казалось бы, что такой «огород» городить не нужно. Дело в том, что признаки сами по себе, в отрыве от общего контекста, ни о чём не говорят. Когда отсутствие стыда или что-то подобное выдают за признак шизофрении, то слишком увлекаются социальными мотивами. Может и отсутствие признак, но и чрезмерная стыдливость — тоже признак.

Точно дифференцировать что-то по поверхностному описанию признаков невозможно. Некий господин проснулся, подумал о том, что кто-то есть за дверью. Приоткрыл её, никого не обнаружил, но сохранил уверенность в том, что за дверью, вполне возможно, кто-то был, то это ни о чём не говорит. И даже, если померещилось, будто бы кто-то куда-то шмыгнул, то тоже не говорит.

При синдроме он будет переживать острые и долго сохраняющиеся состояния. Играет роль срок, его оценка происходящего, его стремления. Только совокупность признаков и характерные особенности их выражения могут говорить о наличии симптома, который потребует соотнесения его с синдромом, что уже и приведёт к постановке диагноза и разработке схемы лечения.

Испытание психическим огнём

Если забыть всю эту правильность и попытаться обобщить необобщаемое, то шизофрению, расстройства личности и поведения можно назвать одним словом — «испытание». Вполне возможно, что такой подход будет полезен для людей с так называемой «вялотекущей» шизофренией, паранояльным бредовым расстройством и для всех тех, кто находится в ремиссии. Подходить к этому следует буквально… Разумеется, это не говорит о том, что испытывает людей какая-то фантастическая сила. Вполне хватает самой психики… А раз есть испытание, то есть и задача его пройти.

Признаки сумасшествия могут быть разными, но поставить точный диагноз могут только врачи

Создаётся иллюзия, что до момента возникновения эпизода больной это чувствует или первые признаки сумасшествия человека можно узнать со стороны. Вот он мол был нормальным, а потом стал паранормальным. Она приводит к мнению о том, что якобы можно отсечь этот момент «накатывания» волны дефекта, проконтролировать и каким-то образом избежать. Это тоже самое, что стоять на берегу и смотреть на огромную волну, которая движется с моря. Даже если человек очень хорошо осознает то, как она его накроет — она накроет одинаково всех, кто осознал её подход и не осознал.

Стоит увидеть:  Что такое шизофрения и как она проявляется

Это не говорит о том, что ситуация фатальна в смысле превращения больного в носителя не рассудка, а сплошного дефекта. Ничего подобного. Если тут и возможна психотерапия, то подобная практикам осознанных сновидений. Сразу отметим, что не «управляемых» в прямом смысле, даже не «контролируемых», а осознаваемых. Управлять и контролировать не получится, а вот осознавать процесс и использовать силу намерения для «протаскивания» в сон сознания вполне реально.

Вы не тело, не ум — они принадлежат вам

Бред, галлюцинации подобны сну наяву в меньшей степени, онейоидные состояния в большей. Но весь этот пёстрый клубок всё же является аналогом сна. Это изменённое состояние сознания, в котором нет ничего фатального. Ужас болезни в том, что происходящее больной воспринимает в качестве чистой монеты, хотя на самом деле — это игра сознания.

В первую очередь необходимо разотождествить себя с телом и процессом мышления. Если у вас ремиссия, то здорово, в ходе течения эпизода понять было бы сложнее. Вы не ум. Это ум ваш. Не было бы ремиссии, то ставить таким образом вопрос смысла бы не имелось. Но пока это можно… Ум — это инструмент, средство. Способ познания и коммуникаций. Тем же самым является и тело.

В момент, когда ум начинает транслировать бредовую идею, она воспринимается реальной, и это правильно, это и есть аспект реальности, но только психологической. Но она ещё и воспринимается в качестве заслуживающей внимания в обязательном порядке. А вот это очень, очень, очень не правильно. Какая бы грандиозная идея не пришла в голову — всегда ли стоит её обдумывать до конца? У вас был бред преследования? Ну и отлично… А теперь скажите, коли у вас ремиссия, вот если бы вы не обращали внимание на мысли об опасности и преследованиях — уровень вашей безопасности упал бы или нет? Наоборот, да… Вы «повелись» и поэтому сами создали для себя неприятности.

Думается, что убеждать уже никого не надо. Все согласны… Вот автор этих строк пишет статью. Хорошая она или плохая, но если бы он увлёкся любой другой сильной идеей, или сильная идея его бы увлекла, то могло бы быть всё, что угодно. Но 100% — этой статьи бы не было. Тут дело в воле автора. Пишу, потому что хочу. Пишу то, что считаю нужным, правильным. Не думаю о том, что мысли вкладывают мне в голову свыше, а я просто их ретранслятор. Почему? Потому что размышление именно об этом я запланировал для одной из следующих статей.

Здоровый человек осознает единство тела, ума и души

Итак, прежде всего не боритесь и не пытайтесь сопротивляться, что-то останавливать. У вас много времени. Посвятите его тому, чтобы запрограммировать себя на возможность проносить способность осознавать куда угодно. Это получается у всех, кто это делает. А все люди в этом отношении делятся на тех, кто этого не делает, по самым разным причинам, или делает.

Осознание мышления

Способность осознавать процесс мышления, сам ум, в качестве инструментального средства, позволит направлять его и свои действия в нужном русле. Не кому-то нужном, а вам лично… Способность осознавать эпизод изнутри может творить настоящие чудеса психиатрии. В это время не нужно ничего делать. Не нужно контролировать, бороться, управлять, а тем более — пытаться вступать в контакт с какими-то внутренними процессами. Достаточно знать и понимать, что это такое.

Безусловно, что этот подход будет расценен в качестве дилетанского. Автор рекомендует людям сделать то, что они сделать не в состоянии по определению. Совершенно верно, но с уточнением — до тех пор, пока они больны. Если же кто-то сможет воспринимать глюки в качестве глюков, то уже большое сомнение в том, что он подходит под все критерии диагностирования.

Стоит увидеть:  Приступы шизофрении

Намерение

Суть метода только не совсем понятна. Много слов, а что же делать? Использовать силу намерения для того, чтобы осознавать момент проявления бреда в качестве бреда (весь поток, а не появление бредовой идеи), осознавать галлюцинации в качестве галлюцинаций, эйфорию в качестве проявления маниакальной стадии. Осознавать можно даже онейроидное состояние. Если только научиться проносить осознавание в потоки бессознательного.

Сравним две ситуации.

  • Человек практикует какой-то метод психотерапии или даже йоги. Он намерен решить внутренние противоречия и найти ответ на важный для него вопрос. Он входит в транс и визуализирует лес. Долго идёт по лесу и видит гору. Он поднимается на гору и видит пещеру. В пещере находится мудрец. Из головы мудреца льётся свет — один луч ему в голову, один в сердце. Лучи дают прозрение, смыв сомнения и наполнив мудростью. Счастливый искатель улетает на крыльях и вновь оказывается в своём теле.
  • Больной видит себя в дремучем лесу. Он убегает от каких-то чудовищ, мечется на краю пропасти, видит пещеру, а в ней мудрец. Мудрец пытается ему что-то сказать, но он ничего не слышит. И в сомнения перебирает в голове звуки, которые не имеют смысла.

Разница тут не только в сюжете, но в том, что первый персонаж осознавал, хотя и не управлял жёстко своим поведением в ходе визуализируемых сцен. Второй «провалился» в поток мышления и ничего поделать не мог. Выход тут только один — учиться осознавать, делая это тогда, когда это возможно. Практическая же сторона этой учёбы невыразима, потому что выражать нечего. Всё сводится к фразе — «используй силу намерения». Как именно? Само понимание того, что это использование силы и даёт её использовать. Техник обретения дара сего нет, а для тренировки можно использовать любые подходящие методики.

Иногда то, что мы принимаем за шизофрению может оказаться обычным нервным расстройством

Нет никакой нужды для отказа от стандартной психотерапии

Всё это можно расценивать в качестве призыва заменить стандартную психотерапию какими-то сомнительными штучками. Ничего подобного… Если период ремиссии держится на честном слове и нейролептиках, то это плохо. Но выбора-то нет. Пусть на нём и держится. Рассказы о побочных эффектах от нейролептиков, особенно наиболее современных, во многом основаны на страхе людей от того, что на их психику что-то постороннее воздействует. Не так уж и сильно, чтобы мешать делать целую кучу вещей.

К тому же нужно уметь допытываться до истины. Больные склонны недоговаривать. Жалуется человек на эффекты, которых особо и быть не должно. Сонливость, ломота в теле, трясёт отдельные участки, прочее, прочее.

Хотя доза уже достаточно снижена, он уже давно под наблюдением в амбулаторных условиях. Оказывает, товарищ и водочкой не промах побаловаться, и другие «чудеса» творит. У него сонливость… Явно она является следствием приёма нейролептика или нет, но он пьёт кофе лошадиными дозами. Тут же начинает болеть голова. Он пьёт самые разные обезболивающие. А вечером, махнув рукой, достаточно хорошо выпивает спиртного. Потом описывает побочное действие. Психиатр спрашивает: «А вы вот о чём сейчас говорите? Вы описываете мне похмельный синдром. Вы пили?» Он признаётся, даже с гордостью, что имеет мол право. Да имеете, имеете… Но только ситуацию, пока у вас ремиссия, сам Бог велел понимать правильно.

Отсутствие интимного стыда может вовсе не касаться шизофрении и проблем со психическим здоровьем

Никто даже не думает говорить об отказе от традиционной психотерапии. Речь о том, что такое ум, чувства, тело, как и о том, что они ваши и вы можете использовать их по своему усмотрению. Можете освоить новую специальность, написать книгу, устроиться на подходящую работу. Люди прекрасно живут без автомобилей, а среди них даже профессора психологии. А раз вы не так уж сильно ограничены, и не так уж страшно вашу психику угнетают антипсихотики, то можно поискать и нужное для себя отношение к проблеме. Это и есть способ с честью пройти испытание.