Умственная отсталость и аутизм

Вопрос о том, что происходит с проблематичным ребёнком, волнует родителей, врачей и педагогов. Случаи могут быть самыми странными и атипичными, а ребёнок и есть ребёнок — «достучаться» до него не так уж и просто. Однако специалисты знают о том, что существуют нозологические единицы. Обособленны они в первую очередь для того, чтобы за постановкой диагноза появилась адекватная схема терапии или коррекции состояния. Диагнозы же ставятся по принципу «чего больше, что ярче, что смутно присутствует, а чего нет вовсе». Выявляются основные симптомы или признаки и уже они соотносятся с синдромом, болезнью или расстройством. Так, аутизм не только может быть, но непременно в какой-то мере присутствует при шизофрении, но это не означает, что у ребёнка аутиста шизофрения. Тем не менее, некоторые люди так странно устроены, что не только мамочки, но и учителя или воспитатели детских садов утверждают, что аутизм это шизофрения. Мнение совершенно не соответствует действительности, и говорить тут не о чём.

Детский аутизм не стоит путать с шизофренией

Основные проблемы

Возьмём три основные проблемы, которые вызывают путаницу. Про шизофрению просто забудем, поскольку детская шизофрения встречается крайне редко, редчайшие случаи. Чаще же всего на повестке дня вопрос:

  • задержки психического развития;
  • аутизма;
  • умственной отсталости.

Не нужно думать, что сами состояния так уж похожи, если описывать их особенности словами. Скорее — похожи дети с какими-то явными или подозреваемыми отклонениями. Молчать часами, быть малоконтактными, или вообще ушедшими в себя целиком, или, напротив, гиперактивными они могут в силу самых разных причин. Если за психическими и интеллектуальными отклонениями стоит какая-то явная, видная глазами, подтверждённая клиническими исследованиями болезнь, то тут, с точки зрения диагностирования, всё намного проще. Если же это нечто, что имеет черты аутизма, а при этом уровень IQ не высок, наблюдается неспособность ребёнка справляться с задачами, которые не составляют особого труда для сверстников, то диагносту может потребоваться изрядно потрудиться. Это может быть вообще всё, что угодно, хоть одни из симптомов детской эпилепсии. Мы не ставим перед собой целью написать практическое руководство по диагностике и лечению проблем интеллектуального и психического развития у детей. Поэтому сразу укажем на главное в этих трёх состояниях…

Стоит увидеть:  Как сохранить психическое здоровье

Умственная отсталость и аутизм

Детский аутизм — выражается преимущественно в самоотстранённости ребёнка от коллектива, построение стены отчуждения. При этом он стремится упорядочить всё вокруг себя, не любит новизны, может быть агрессивным. Даже если он активен, то преимущественно сам по себе. Общаются аутисты чаще всего с людьми, которым делают исключение. Обычно — один или двое, к примеру, мама и тётя психолог. Аутизм может быть вызван органическими заболеваниями головного мозга или другими причинами. Существуют атипичные формы, при которых наблюдается умственная отсталость, однако есть и атипичные варианты без неё.

Аутизм с умственной отсталостью — это такая же умственная отсталость, как и всякая другая, но на первом месте в индивидуальной картине находятся черты аутизма.

Иногда аутизм может быть вызван органическими заболеваниями головного мозга

Задержка психического развития

В виде обособленной нозологической единицы не существует. Это понятие, которое отражает нестандартное, искажённое формирование когнитивности, чаще выражается в виде недостаточного для возраста уровня развития речи и мышления, или в виде расстройств эмоционально-волевой сферы. В отличие от олигофрении, вызванной органическими причинами, такое состояние чаще всего является обратимым. Спустя какой-то срок ребёнок может восстановить речевые навыки, способность обучаться и выровнять свои эмоции. Однако это верно в основном для ситуаций, когда задержка вызвана психогенными причинами.

Так в чём же разница?

Отличие аутизма от ЗПР в том, что в последнем случае чаще всего наблюдается инфантилизация, а не нежелание устанавливать контакт с кем-либо. Но возможны любые смешанные варианты течения. Устанавливать, что это — аутизм или задержка развития, искать отличия можно только в силу выработки адекватной схемы коррекции. К примеру, если имеются специфические расстройствами учебных навыков и задержка речевого развития, а всё это сочетается с задержкой развития интеллекта, то ребёнку нужны особые виды коррекции, включая занятия с логопедом. Ребёнок аутист при этом во всём том не нуждается. Он не общается со сверстниками или учителями, но прекрасно говорит дома и с его речью всё хорошо.

У ребенка аутиста обычно нет проблем с речью

Во всех случаях не следует ждать, что вот тут будет чёткий список признаков аутизма, а вот тут ЗПР, и будет видно в чём разница. Дети с ЗПР могут по внешним признакам быть такими же аутистами. Причина же может лежать в том, что они стесняются того, что плохо говорят или опасаются насмешек, неприятия коллективом. Аутистов же с ними роднит то, что они тоже могут иметь низкий или какой-то особый статус умственного развития. Чего-то они не понимают, не любят, а что-то готовы делать снова и снова. И это что-то может быть достаточно сложным для других их сверстников.

Всё то, что вмещает в себя понятие «задержка развития» может быть следствием различных соматических болезней, включая болезни матери до родов, во время беременности. И это более роднит ЗПР с олигофренией, а дети и взрослые с умственной отсталостью достаточно часто становятся аутистами по неволе.

Чистый аутизм можно было бы назвать сознательным выбором ребёнка, этим в основном и состоит отличие олигофрении, ЗПР. При задержке в развитии дети просто такие, но они хотели бы быть другими. Впрочем, далеко не факт, что стать такими же, как и все другие, не хотят аутисты в школьном возрасте.

Аутизм не следует путать с задержкой умственного развития

Практика показывает, что существует определённый водораздел. При необратимом поражении каких-то участков головного мозга не имеет никакого смысла пытаться добиться от ребёнка того, чтобы он стал таким же, как все, как будто бы у него нет и не было расстройства или болезни. В остальных случаях грамотные занятия, часто индивидуальные, могут серьёзно улучшить ситуацию. Ребёнка в состоянии имбецильности нужно воспринимать таким, каким он получился. А вот со многими аутистами, детьми с задержкой психического развития и подозрениями на умственную отсталость лёгкой степени очень даже нужно работать в плане их развития и коррекции ситуации.

Стоит увидеть:  Болезнь Альцгеймера и Паркинсона: в чем разница?