Гуманистическое направление в психотерапии

Гуманистическое направление в психотерапии называют опытным или экзистенциально-гуманистическим. Оно выступает как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. То, что это направление имеет несколько названий связано с разнообразием психотерапевтических школ и подходов. Объединяет их общее понимание цели и подходы для ее достижения. Основной целью считается восстановление единства и целостности личности, которые достигаются принятием и интеграцией нового опыта, осознанием и переживаниям, полученным в процессе психотерапевтического сеанса.

Восстановление единства и целостности личности — одна из главных задач гуманистической психотерапии

Гуманистическая психология включает в себя европейский экзистенциализм и феноменологизм, плюс  восточную философию. Восточное веяние выражается в единении души и тела как одно целое. Феноменолизм привнес интерес к личному опыту и реальности индивидуума. Экзистенциализм выражается в интересе к становлению человека и проявлению его бытия.

Становление личности

Гуманистическое направление рассматривает личность как целостное составляющее. Исходя из этого и проблемы, которые возникают у человека, решить за счет анализа и работы с отдельными проявлениями невозможно. В развитии личности, по данной концепции, выступает стремление к самореализации, самосовершенствованию, достижению жизненных целей, выяснение смысла существования отдельной личности.

Гуманистическое направление, в отличие от психоанализа, рассматривает тревожность как нечто способствующее развитию личности. Самоактуализация играет важную роль для человека, являясь одной из движущих потребностей. Ее основа заключается в раскрытии способностей отдельной личности и реализации возможностей. Благодаря самоактуализации, человек может стать тем, кем должен. Соответственно, когда реализована данная потребность, жизнь становится более полной, осмысленной. Но чтобы этого достичь, необходимо удовлетворить все нижеследующие нужды.

Маслоу, один из основоположников гуманистического направления, представил некую пирамиду потребностей. В нее входит пять уровней. Самый нижний, пятый, включает в себя физиологические потребности. Далее идут:

  • потребность в безопасности;
  • в принадлежности и любви, сюда входят дружба, семья;
  • самоуважение и признание обществом.
Самоактуализация — стремление человека к полному выявлению и развитию своих личностных качеств

И на самом верху, на пятом уровне, стоит потребность в самоактуализации.

Из данной концепции выходит, что для того, чтобы достичь высшего уровня, потребности из низших должны быть полностью удовлетворены. Иначе они будут выдвигаться на первый план и не дадут развиваться дальше.

Маслоу подчеркивал, что потребность в безопасности может встать преградой в самоактуализации. Это происходит потому, что когда пробуется что-то новое, познаются другие сферы, это несомненно связано с риском, с ухода от уже устоявшегося и проверенного. Срабатывает чувство самосохранения. Оно пытается вернуть личность к старым и проверенным методам, чтобы убрать тревогу. Она естественным образом возникает, когда происходит то, чего раньше не было. В итоге, для того, чтобы попробовать что-то новое, нужно укрепить чувство безопасности.

Стоит увидеть:  Рациональная психотерапия

Роджерс, как и Маслоу, в качестве побуждающего фактора отмечал самоактуализацию. Он вкладывал в это понятие полное раскрытие потенциала личности. Сюда входит:

  • стремление жить полной жизнью каждый момент;
  • открытость новому опыту;
  • быть свободным;
  • прислушиваться к собственной интуиции и потребностям, нежели к мнению окружающих.

Весь опыт подразделяется им на негативный и позитивный. Если совершаемые действия приводят к самоактуализации, то опыт считается положительным. Но когда он не помогает в самосовершенствовании, его считают отрицательным. Более ценными считаются действия пережитые лично индивидуумом. Они дают больше информации о том, как следует поступать в будущем для достижения цели.

Главным условием для достижения самоактуализации является наличие целостного Я, отражающего подлинные эмоции, потребности и стремления личности.

Понятие невроза в гуманистическом направлении психотерапии

Ключевой потребностью индивидуума в гуманистическом направлении считается самоактуализация. А невроз рассматривается как угроза для реализации этой потребности. Под этим состоянием подразумевается отстранение от мира и самого себя.

Рождерс расценивает невозможность самоактуализации как нарушение. При открытости опыту личность развивается. Но если индивидуум закрыт к получению нового опыта, то Я-концепция не может развиваться адекватно. Когда личность сталкивается с переживаниями, которые расходятся с представлением о себе самом, провоцируется появление такой реакции как тревожность. Когда она появляется, у индивидуума включаются защитные функции.

Невротическое состояние усугубляется в том случае, если уровень тревоги является достаточно высоким

Роджерс выделяет такие механизмы защиты, как:

  • отрицание;
  • искажение восприятия.

Если искажение может трасформировать переживания в форму восприятия, которая более подходит личности, то отрицание полностью исключает эти эмоции из сознания.

Невротические состояния возникают как раз в тот момент, когда уровень тревоги является высоким. Из-за такого состояния могут возникнуть и другие психические нарушения. Таким образом усугубляется неадекватность Я-концепции, что способствует повышению тревожности. Соответственно, при этом состоянии самоактуализация не может быть достигнута.

Психотерапевтическая помощь

Роджерс определяет психотерапевтическую помощь человеку не как решение конкретной проблемы, а как предоставление возможности для личности стать полностью действующей. То есть способной самостоятельно решать все возникающие проблемы.

Психотерапевт должен не решать проблемы человека, а создать условия, при которых личность сама сможет решать возникшие сложности. Для достижения этого эффекта специалист не должен выполнять какие-то роли, а быть самим собой.

Психотерапевт должен создать такие условия, при которых личность самостоятельно сможет решать возникшие проблемы

Работа психотерапевта делится на этапы:

  • клиент отрицает наличие проблем, соответственно желание что-либо менять отсутствует;
  • в специфической атмосфере принятия личность начинает открывать свои чувства;
  • человек начинает принимать свое Я, независимо от того, насколько оно несовершенно и многогранно;
  • начинается преодоление отстраненности от своего Я, потребность быть самим собой увеличивается;
  • поведение и самоощущение, самопринятие становятся целостными, а опыт личности объединенным;
  • происходят изменения личности, клиент открывается новому опыту, миру, себе.
Стоит увидеть:  Поведенческая психотерапия

Подход Роджерса часто используют при работе с трудными подростками.

В психотерапии в гуманистическом направлении выделяют три основных подхода.

  1. Философский. Пример может служить логотерапия и клиент-терапия. Суть заключается во взаимодействии и решении вопроса здесь и сейчас. То есть психотерапия проводится на вербальном уровне.
  2. Соматический. Сюда относятся такие методы, как гештальт-терапия, первичная терапия Янова. Суть заключается в невербальном воздействии. Внимание сосредотачивается на субъективных телесных стимулах и физических методов реагирования. Здесь акцент делается на высвобождении чувств.
  3. Духовный. Сюда можно отнести такие методы как трансцендентальная медитация и психосинтез. Суть заключается в объединении личности с Космосом. То есть личностный опыт расширяется до космического уровня. Происходит это за счет медитаций, самодисциплины.
Трансцендентальная медитация — один из эффективных методов в гуманистической психотерапии

Литература

Гуманистическая психотерапия, точнее один из его подходов описан в книге Альберта Эллиса «Гуманистическая психотерапия. Рационально-эмоциональный подход». Прочитав книгу, можно познакомится с позицией автора, который считает, что каждый человек имеет склонность к нелогичным построения мысли. В книге это обозначается как мистическое мышление. Именно такое мышление и является причиной всех проблем индивидуума, так как оно программирует на действия и мышление по стереотипам «должен», «нужно», «следует». Когда личности приходится сталкиваться с проблемой, то человек переживает негативные эмоции. Автор утверждает, что они иллюзорны. Подход, который описывает Эллис, учит влиять на свои эмоции, поведение, чувства. То есть когда человек страдает, он сам в этом виноват, и может легко прекратить эти страдания, изменив собственные эмоции и отношения к ним. Также данный подход учит самостоятельности. То есть объясняет индивидууму как не зависеть от мнения окружающих, от обстоятельств.

Альберт Эллис является практикующим психотерапевтом, консультантом в вопросах семьи. Исполняет обязанности директора в Исследовательском институте рациональной психотерапии клинического отделения, находящемся в Нью-Йорке. Практикует автор более 30 лет. За это время им написано более 300 статей в специализированных журналах и порядка 30 книг.

Альберт Эллис — выдающийся американский психолог и когнитивный терапевт

В данной книге читатель может открыть для себя решение таких вопросов, как:

  • избавление от чувства вины;
  • принятие себя и собственное Я;
  • нахождение пути к личному удовлетворению.

Читать книгу Эллиса по гуманистической психотерапии будет полезно всем, кто каким-то образом связан с психотерапией. Рационально-эмоциональная терапия найдет применение во многих областях. Особенно в тех, где ведется работа с людьми, имеющими проблемы в сексуальном плане, склонными к жестокости, с заниженной самооценкой, паранойей. Это социальные работники, психотерапевты, студенты, медицинские работники.