Православная и христианская психотерапия

Понимание того, чем является православная психотерапия неразрывно с пониманием того, что такое православие.

Название медицинского направления в данном контексте можно рассматривать только в качестве символа, который имеет вполне определённое значение. Врачевание души в прямом смысле невозможно, поскольку душа с православной точки зрения — это частица Бога, которая «живёт» в каждом из нас. При этом душа является свободным существом, которое обладает возможностью стремиться к чему-то и действовать. Это сотворённое Богом духовное начало.

Само же соединение двух этих слов возникло в силу выхода в свет книги, которую написал греческий православный богослов Иерофей Влахос — «Православная психотерапия».

С первых строк она переворачивает представление о том, что такое правильное поведение, какие духовные начала могли бы положительно повлиять на внутреннее состояние.

Православная психотерапия

Во вступлении издатель, профессор А. В. Недоступ, приводит интересный пример:

В больницу, где он работает, пришёл психотерапевт и стал объяснять пациентам, что тем делать. Он призывал возлюбить себя, поставить во главу угла личные ценности, поменьше помогать другим и побольше заботиться о своей личности. Больные заявляли, что не хотят лечиться у такого доктора. Издатель замечает, что это радует, — ещё не всё потеряно в нашем мире.

Смерть неминуема

Православные точно так же страдают от неврозов, испытывают депрессии и могут, называя вещи своими именами, сойти с ума. Только отношение к этому другое, нестандартное. Начнём с самого главного — это табуированный вопрос современного мира, вопрос смертности. В любом лечебном учреждении, на приёме у любого врача, в медицинской литературе про это говорить не принято. В определённы момент жизни человек осознаёт свою смертность. Что он услышит в таком случае? Советы не думать, предложения успокоиться, вселение веры в то, что всё обойдётся. Разумеется, это ложь. Ничего не обойдётся, все мы рано или поздно умрём.

Православие предложит в таком случае исповедоваться, очистить дух, укрепить его молитвой, создать духовное завещание. Здесь мы встречаемся с одним из наиболее важных инструментов — исповедь и покаяние.

К этому современный человек совершенно не приучен. Всё плохое, что есть внутри, в памяти — это нас давно и прочно научили скрывать, прятать, не признавать грехов. Их последствия от этого не исчезают, но нам страшно каяться в грехах, мешает гордыня и мнительность.

Автор поступает очень по-православному.

В своём вступлении о говорит о том, что все мы больны и всем нам нужно исцеление. Все оказываются под воздействием наущения и может показаться, что выхода нет. В том и коварность наших психологических проблем, что выход они закрывают собой, и мы всегда видим в первую очередь их проявления. Между тем, с точки зрения Иерофей Влахос, он находится в истинах православной церкви и Добротолюбии.

В чем суть православной психотерапии?

Лечение и обожение

«Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души» — произведение достаточно жёсткое. Митрополит не из тех богословов, которые гладят читателя по головке и льют елей. Он не даёт какой-то чудо-метод, который практиковать легко и просто. Да, православие подаётся в качестве системы врачевания души. Но только путь этот сложен, поэтому не имеет смысла потакать привычкам современных светских людей. Более того, не все христиане готовы воспринимать такие постулаты.

Стоит увидеть:  Направления психотерапии

Названа цель христианства — обожение. Это означает уподобление богу посредством общения с ним. Само же православие выводится за привычные рамки религии. Обожение и подобие Богу начинают стремиться друг к другу. Непривычно и сложно, а если читать просто так, без определённого настроя, то даже скучно.

Всё можно свести к тому, что у психологических проблем есть причины. Они являются результатом проявления страстей. Православная психотерапия — это практическое применение методик христианства. Страсть рассматривается в виде слепой силы, которая в настоящем виде имеет лишь отрицательную функцию. Основной страстью является самолюбие. Необходимо правильно понимать этот момент.

Антиподом самолюбия в православном смысле является любовь к Богу, стремление слушать его волю и к единению с ним. Если такое состояние утрачивается, душевная сила направляется на саму личность человека, а разумная часть души начинает любить себя. Как бы неприятно это не звучало, но даже мать, которая любит больше себя своих детей, в реальности любит в них своё продолжение.

Выбор тут не велик: или человек любит себя, или Бога.

Речь в общем-то не идёт о служении человечеству вместо любви к себе. Такое было бы благом только в том случае, если произошло бы по воле Бога.

Обращение к Богу за помощью — выбор каждого

Исцеление страстей

Самолюбие превращается в страсти, которые трудно было бы заподозрить в таком источнике. Это леность, забвение и неведение. А уж в качестве производных от них плодятся все негативные черты характера — от ревности до злопамятности.

Обратим внимание на то, что христианская психотерапия не лечит в рамках классической, современной научной системы. Даже самые продвинутые психотерапевты на вопрос о причине какого-то психологического дискомфорта реагируют несколько иначе. Обычно, даже при всём многообразии школ и направлений, прослеживается одна общая черта. Если человек на приёме заговорил про дискомфорт, то психотерапевт ищет схему лечения, которая негативное состояние устранит, но в системе горизонтальных логических связей. У человека фобия? Психотерапевт может назначить ему курс лечения препаратами и дать какие-то медитативные техники. В результате наступает улучшение. Первоначальной причины в виде страстей работа не затронула.

Во что они превратятся завтра никому не известно, разве только Богу. Позволить себе уповать на него может или священник, или монах, или врач с христианским профилем — христианский психотерапевт. Однако таких не так уж и много…

Откроем любой учебник по психологии, психиатрии. Рассматриваются самые разные проблемы: неврозы, психозы, фобии, филии. В зависимости от ситуации, они превращаются в какой-то диагноз. Может быть и такой тревожный, как параноидальная шизофрения на фоне прогрессирующего алкоголизма. Проблема никогда не была особой и исключительной. Обычный психиатр, а это область в первую очередь психиатрии, именно эту болезнь и будет лечить. Православный называет решение этой же задачи — лечением страсти. И дело тут не только в словах…

  • Во-первых, страсти не убираются, а трансформируются во что-то, чем они были бы в естественном состоянии. Страсти больны по причине изначального грехопадения. Страсть к Богу и свету — вполне естественна для души. Борьба со страстями в их искажённом виде — это наша работа, человеческая. Но окончательное их исцеление нам неподвластно — это может сделать только Бог. Вот здесь встречается ещё одно отличие от официальной психотерапии. Представьте себе врача, который начнёт проповедовать такое на приёмах. Вряд ли его карьера после этого будет успешной.
  • Во-вторых, от человека требуется самопознание. Только не нужно думать о том, что настоящее православие будет предлагать увидеть в своём внутреннем мире — свет, Бога, Истину, Абсолют. В первую очередь самопознание покажет, что внутри себя мы немощны. И это не плохая новость, потому что немощность и неведение собственной немощи не дадут произойти исцелению. Однако современный человек не очень любит такую правду. А тем более неприятно вытаскивать её наружу своими же силами. Кажется, что это какой-то мазохизм. Слово «самопознание» напоминает слово «самоанализ». В какой-то мере это так и есть, но вне замкнутого личного пространства. Православные используют для этого сильнейший механизм исповеди. Но он же заблокирует путь для маловеров или атеистов, которым рассказать священнику или кому-то ещё о себе правду — задача почти нерешаемая. Православным она тоже даётся с большим трудом. Обнажить свои язвы может не каждый.
Стоит увидеть:  КПТ психотерапия

Сила православного безмолвия

Православная психология и психотерапия трактует болезни ума в качестве помрачения, которое появляется из-за удаления человека от Бога. Поэтому сразу нужно исключить попытки что-то использовать, какие-то методы, практики, но оставаться при этом атеистом или только играя роль христианина, но не будучи таковым в действительности. Исцеление ума проводится посредством его трезвления, соблюдения ума, которое достигается с помощью размышлений о всякой благодати.

Не нужно думать о том, что православный священник станет проводить душеспасительные беседы с лицом, которое не узнаёт людей, гоняется за инопланетянами или бьётся в припадках безумия. В данном случае речь идёт о психотерапии, а не психиатрии. Её практическая сторона выражается далеко не только в исповеди, размышлениях о Боге, но и безмолвии. Это одно из главенствующих понятий. Безмолвием является направление ума от суеты к покою.

Безмолвие может быть телесным и внутренним. Под телесным понимают всё то, что имеет внешнее проявление, а внутреннее базируется на возникновении твёрдой способности ума не впускать в себя никакие искушения. Допустим, что кто-то решил избавиться от тяги к алкоголю. Если он уединился и молится вдали от мира, то это телесное безмолвие, если же он смог дисциплинировать таким образом свой ум и не обращает никакого внимания на спиртное в магазине, то это внутреннее безмолвие.

Христианская терапия души и разума

Сокровенная жизнь

Безмолвие должно быть связанным с соблюдением Заповедей и чтением умной молитвы Христовой. И тогда, вопрошая о прикосновении к тому, к чему нельзя прикоснуться, человек вдруг прикасается к нему каким-то непостижимым образом.

Когда «Православная психотерапия» митрополита Иерофея Влахоса была издана в первый раз, то даже многие его сподвижники сказали, что жить так очень трудно — всё это по силам только единицам. Конечно — это очень трудно, но это и есть во Христе сокровенная жизнь.