Трансперсональная психотерапия

Этот метод психологической работы интересен тем, что он построен целиком на базе практики. В нём есть свои теоретические аспекты, но они нужны в основном для того, чтобы объяснить, как действовать, зачем и почему. Возник же трансакционный анализ в психотерапии в качестве модели дальнейшего развития психоанализа. Разрабатывался он не одним человеком, а главным отцом-основателем справедливо считается психолог и психиатр из США канадского происхождения Эрик Леннард Берн. Он разработал два вида анализа — трансакционный и сценарный. Последний относится более к особым видам трансакций, которые получили название «игр». Сами же трансакции — это движение от чего-то к чему-то. Благодаря им люди и осуществляют коммуникации, поддерживают социальные связи самых разных типов.

Трансакционный анализ — один из вариантов психоанализа

Состояния человеческого «Я»

Выделены три состояния эго:

  • родитель;
  • ребёнок;
  • взрослый.

Все они «живут» в человеке одновременно и не являются ни ролями, ни подобием фрейдовских «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Три состояния Эго — это три параллельные феноменологические реальности. В момент, когда образуются трансакции — активизируется какая-то из ипостасей эго. Она и посылает сигнал от себя к определённой реальности в другом. К примеру, ребёнок в одном человеке говорит с родителем в другом. Физически же роль ребёнка активизировал в себе отец и формирует трансакцию для обращения к родному сыну. Бывает и такое…

Эрик Леннард Берн — американский психиатр, один из пионеров трансперсональной психотерапии

Берн исходил из того, что все мы «запрограммированы» ещё в раннем детстве. Хотя по слухам даже раньше, но наши состояния до рождения всё же «вотчина», которую осмеливается изучать только спорная трансперсональная психотерапия. Эти «программы» мы написали сами, но при активном участии наших родителей и всей семьи. Таким образом образовался сценарий, который нужен индивиду для развития, а всему виду для выживания.

Рассмотрим более подробно, что представляют собой три компонента.

Родитель

Может быть заботливым или критическим. Первое связано со стремлением защищать, кормить, поить, заботиться о теле и благополучии духовном. Он всегда готов прийти на помощь. Критический же строг, ругается, всем даёт нагоняй, требует соблюдения дисциплины.

Взрослый

На подвиды не делится. Рационален, нейтрален, даёт правильные ответы, а если чего-то не знает, то так и скажет, что не знает и предложит разобраться во всём вместе.

Трансперсональная психотерапия помогает понять механизмы общения между людьми

Ребёнок

У него целых три разновидности:

  • спонтанный ребёнок — эгоцентричен, резок, активен и импульсивен;
  • приспосабливающийся — подчёркивает свою готовность действовать по определённым правилам;
  • бунтующий — готов к протесту и эмоциональному отстаиванию своей точки зрения.
Стоит увидеть:  КПТ психотерапия

Всё это кажется такими сложными для понимания, пока мы не начинаем использовать данную классификацию на практике. А делаем мы это постоянно. На вопрос «Который час?» можно услышать ответ «Половина шестого», а можно «Совсем обленился, лень встать и посмотреть на часы самому!». В данном случае на нейтральный вопрос, который мог задать и взрослый и ребёнок, отвечает кто-то, кто проводит, по Берну, угловую трансакцию. Отвечающий может выступать или в качестве ребёнка, или родителя. В последнем случае он хочет чего-то добиться, заставить спрашивающего шевелиться.

Формирование трансакций чаще всего происходит спонтанно. Люди интуитивно понимают, что обращаясь к какой-то из составляющих личности они могут преследовать явные и скрытые цели.

Разговор «взрослого» продавца со «взрослым» покупателем мог быть бы таким:

  • Этот шампунь помогает от перхоти?
  • Да, но он её ещё и вызывает. Как только прекратите его использовать, так она может стать для вас серьёзной проблемой. Лучше купите другой…

… но можно услышать и такой ответ:

  • Да, но вам он не по карману.

Ответ адресован «ребёнку» и провоцирует эмоциональную реакцию. Покупатель уже не думает о реальных свойствах товара, а покупает его, чтобы доказать, что он в состоянии это сделать.

В этой классификации для нас самым важным является «взрослый». Он выполняет роль посредника между «родителем» и «ребёнком» и принимает взвешенные решения. Траксакционный анализ в таком свете является процессом, направленным на выработку навыков активизировать в себе «взрослого», а уже при его активности совершать поступки от «лица» других составляющих.

Игры

Однако всё это было бы слишком просто, а так не бывает. Человек стремится создавать не только прямолинейные сценарии поведения, но и преследующие скрытые перспективы. При этом далеко не всегда ставятся какие-то логичные и взрослые цели. Люди тратят много времени ещё и на сложные коллективные игры, которые удовлетворяют внутренние потребности различных компонентов личности. Самой простой, с точки зрения Берна, является игра «Ударь меня!». Берущий на себя такую роль человек просит как раз об обратном, он хочет защиты или жалости. Более сложные сценарии предусматривают наличие большего числа игроков. Берн давал таким играм очень характерные названия «Алкоголик», «Какой ужас!», «Должник» и подобные.

Создание сценариев поведения помогает решать многие психологические проблемы

Сценарий

Транзакционный анализ в психотерапии Эрика Берна наиболее важен для нас благодаря наличию в нём объяснения того, как мы живём и почему совершаем определённые поступки. «Жизненный сценарий» — это программа, которую ребёнок пишет сам. Когда-то это было сделано каждым взрослым человеком — внутри жил только ребёнок. Сценарий формируется на базе ситуаций в которых тот оказывается, на него могут повлиять родители и близкие люди, школьные учителя и одноклассники, но наиболее активная роль отводится всё же самому ребёнку.

Стоит увидеть:  Направления психотерапии

Родители отправляют в его сознание те или иные послания, а он интерпретирует их, даёт оценку и делает программу своего будущего. При этом сценарий находится вне пределов сознания человека. В свой детский внутренний мир взрослые могут попасть только с помощью снов и фантазий. Однако, даже когда это удаётся, мы всё равно не можем выйти на уровень сценария непосредственно.

Жизненный сценарий ребенка формируется на базе ситуаций, в которые он попал

Мы всю сознательную жизнь стремимся достичь целей, которые поставили перед собой ещё в детстве. Сценарии людей делятся на несколько видов:

  • победителя;
  • побеждённого;
  • не-победителя;
  • банальный.

Они включают в себя цель и процесс реализации в виде обобщённых паттернов. Победители достигают своей цели с лёгкостью. Правда, даже это не говорит о том, что они счастливы. Цель может оказаться ложной, не такой. Тогда возникает ломка стереотипов и человек начинает переоценивать свои идеалы.

Все уровни побед и поражений Берн делил по критерию нужности их обсуждения в обществе. К примеру, кто-то когда-то не поступил в некий ВУЗ. Спустя несколько лет яркость переживаний от поражения может полностью исчезнуть, а сам человек относиться к разряду победителей, потому что потом поступил в другой институт и чувствует себя вполне комфортно.

Трансакционный анализ помогает понять внутренний мир ребенка

Трансакционный анализ в психотерапии решает две основные задачи: извлечение внутреннего ребёнка и использование контролирующей силы взрослого. Сделать это на практике достаточно сложно, а тем более «исцелить» ребёнка в себе, если такая потребность существует. Более подробно с материалами этого направления можно ознакомиться на сайте группы психологов «Трансактный анализ для всех». Там же имеются и книги, в частности, «Трансакционный анализ в психотерапии», Эрик Леннард Берн.